Выделение 6 универсальных стратегических процессов создания ценности для партнера (СПСЦ-П) и Многоуровневая классификация процессов предприятия

Автор считает обоснованным выделить согласно отмеченным 6 типам  партнеров 6 универсальных стратегических процессов создания ценности (СПСЦ): для потребителя, поставщика, инвестора, персонала, общества, а также процесс поддержания существования и развития организации.

Выделены 6 стратегических процессов создания ценности  и формализована схема их функционирования.  Суть предложения — в выделении стратегических процессов по числу партнеров и в детализации функционирования выделенных процессов. Это позволяет связать стратегию предприятия с процессным подходом к построению системы управления. В отличии от известных методик и классификаций обоснован многоуровневый набор процессов, а схема функционирования дана в терминах менеджмента организации, а не менеджмента качества.

Набор стратегических процессов создания ценности для партнеров.

№ п/п Стратегический процесс

создания ценности для

Сущность ценности
1 Потребителя Товар, услуга и т.п.
2 Поставщика Взаимовыгодный контракт поставки и т.п.
3 Инвестора Прибыль и т.п.
4 Персонала Оплата труда, занятость и т.п.
5 Общества Стабильность и развитие общества, экологическая безопасность и т.п.
6 Организации (как стороны, имеющей собственные интересы существования, развития). Поддержание и развитие как института, культурного и организационного феномена и т.п.

 

Отметим, что помимо определения понятия стратегический процесс создания ценности для потребителя, автор впервые выделяет как отдельные и равноправные с остальными: «Стратегический процесс создания ценности для общества» и «Стратегический процесс самоорганизации и развития организации».

 

Стратегический процесс создания ценности для потребителя

Взаимодействие предприятия и потребителя является ключевым процессом по созданию Ценности (пользы) для покупателя.

Выделенные стратегические процессы является скорее набором требований и «политикой» фирмы, чем жестким набором операций. Но на сегодняшнее время существуют устоявшиеся и признанные требования и ожидания клиентов (потребителей) к способу удовлетворения их потребностей, организации взаимодействия с ними.

Набор принципов взаимодействия и бизнес-процессов с составе стратегического процесса потребителя.

№ п/п Принцип Содержание
1 ISO 9000 обеспечение качества продукта и послепродажного обслуживания
2 маркетинга наиболее полно удовлетворять потребности клиента и быть доступен с помощью создания оптимальной товаропроводящей сети
3 логистики наиболее оптимально организовать наличие «нужного продукта в нужном месте в нужное время в нужных количествах»;
4 менеджмента отношений с потребителями – наладить устойчивую персональную связь с каждым клиентом, учитывая индивидуальные предпочтения и организовывая работу наиболее удобным способом.

Каждое требование должно быть реализовано в подчиненных (вложенных в СПСЦ потребителя)  деловых (бизнес) процессах

Приведем схему функционирования стратегического процесса создания ценности для потребителя.

  • анализ и согласование параметров, формирующих ценность: возможности и требования потребителя, требования и возможности продавца.
  • формулировка содержания ценности
  • формирование заказа
  • планирование ресурсов, включающее в себя взаимосвязи со стратегическими процессами персонала, инвестора, организации, поставщика, общества
  • организация создания продукта
  • доставка, распределение
  • контроль по окончанию цикла, оценка удовлетворенности потребителя
  • мониторинг и адаптация процесса, прогноз состояния процесса.
  • корректирование содержания ценности потребителя

Стратегический процесс создания ценности для персонала

Организации следует определить потребности и ожидания своих работников в признании их деятельности, удовлетворенности работой, а также в их развитии. Такое внимание помогает обеспечивать наиболее полное вовлечение и наиболее сильную мотивацию работников.

Персонал согласно концепции человеческого ресурса (капитала) признается одной из главных ценностей организации, т.к. является носителем культуры организации и обеспечивает активное преобразование организационных целей в результаты.

Приведем схему функционирования стратегического процесса создания ценности для персонала.

  • анализ и согласование параметров, формирующих ценность: возможности и требования персонала, требования и возможности организации к персоналу.
  • формулировка содержания ценности
  • выбор приоритетов управления персоналом
  • обобщенный процесс управления персоналом
  • контроль, анализ, мониторинг управления персоналом
  • корректив
  • (от обобщенного процесса управления персоналом) развитие персонала
  • (от развития персонала) связи с СПСЦ организации, развития компании
  • (от связи с СПСЦ) [изменение] технологической основы производства и управления.

 

Стратегический процесс создания ценности для поставщика

Принцип TQM (всеобщий менеджмент качества) требует установления долгосрочных партнерских отношений с поставщиком для обеспечения взаимовыгодной и совместной работы по оптимизации качества изделии на всех этапах и снижения издержек за счет логистических мероприятий.

Концепция CDSCM (управляемая потребителем цепочка поставок) также требует организации устойчивого логистического канала.

Руководству необходимо учитывать потенциальные выгоды для организации от установления партнерства с поставщиками с целью создания ценности для обеих сторон. Партнерство следует базировать на основе совместной стратегии, обмена знаниями, а также на распределении доходов и убытков.

При установлении партнерских отношений организации следует:

— определить основных поставщиков и другие организации в качестве потенциальных партнеров;

— совместно достичь четкого понимания потребностей и ожиданий потребителей;

— совместно достичь четкого понимания потребностей и ожиданий партнеров;

— поставить цели, обеспечивающие возможности постоянного партнерства.

Приведем схему функционирования стратегического процесса создания ценности для поставщика:

  • анализ и согласование параметров, формирующих ценность: возможности и требования поставщика, требования и возможности организации.
  • формулировка содержания ценности
  • принятие решения о сотрудничестве и взаимодействии.
  • обобщенный процесс осуществления поставок
  • контроль, анализ взаимодействия.
  • корректив, настройки логистики.

 

Стратегический процесс создания ценности существования и саморазвития фирмы.

Под ценностью в данном процессе понимается устойчивое независимое развитие организации как субъекта экономических отношений. Аналогом его является культура и самосознание организации. Вводимый бизнес-процесс должен стимулировать и сделать устойчивыми, воспроизводимыми названные феномены, так как они являются и признаются важными элементами конкурентоспособности организации.

Для этого применяются концепция CPI (последовательного совершенствования процессов), а также классические концепции развития организации и адаптации ее во внешней среде. Зафиксированные в организационных правилах, методиках и процедурах, эти концепции составят стратегический бизнес-процесс саморазвития организации.

Приведем схему функционирования стратегического процесса создания ценности для существования, саморазвития организации:

База знаний организации

 

Стратегический процесс создания ценности для инвестора.

Организации следует определить финансовые и другие результаты, отвечающие установленным потребностям и ожиданиям владельцев и инвесторов.

Ценностью для инвестора во взаимодействии с организацией является достижение прибыли. При этом немаловажным является возможность формирования долговременных устойчивых отношений между инвестором и организацией, а также вовлечения инвестора в

  • анализ и согласование параметров, формирующих ценность: возможности и требования инвестора, требования и возможности организации.
  • принятие решения о сотрудничестве и взаимодействии – выбор инвестора.
  • формулировка содержания ценности (определение параметров взаимовыгодных взаимоотношений – подписание контракта)
  • составление инвестиционного проекта (программы).
  • обобщенный процесс исполнения инвестиционной программы
  • контроль, анализ исполнения.
  • Мониторинг, адаптация, прогноз процесса
  • (из процесса исполнения) корректив СПСЦ потребителя

 

Стратегический процесс создания ценности для  государства, общества.

В настоящее время мы наблюдаем увеличение внимания к концепции социальной ответственности бизнеса перед обществом и, в перспективе, усиления общественного (государственного) вмешательства в экономику на новом витке развития через всеобщее и всеобъемлющее информационное управление.

При рассмотрении своих отношений с обществом организации следует:

— демонстрировать свою ответственность в области здоровья и безопасности;

— учитывать воздействие на окружающую среду, включая сохранение энергии и природных ресурсов;

— идентифицировать применимые законодательные и другие обязательные требования;

— идентифицировать текущее и потенциальное воздействие своей продукции, процессов и деятельности на общество в целом и местное сообщество в частности.

  • анализ и согласование параметров, формирующих ценность: возможности и требования общества, требования и возможности организации.
  • ранжирование, выбор приоритетов, постановка целей.
  • обобщенный процесс исполнения программы взаимодействия
  • контроль, анализ исполнения процесса.
  • (из процесса исполнения) корректив СПСЦ самоорганизации
  • (из процесса исполнения) корректив СПСЦ инвестора
  • (из процесса исполнения) корректив СПСЦ персонала.

 

 

 

 

Многоуровневая классификация процессов предприятия.

 

Многоуровневая иерархия процессов организации заключается во вложенности и подчиненности деловых процессов — стратегическим, а элементарных операций — деловым процессам.  Ее использование позволяет уточнить типизацию и иерархию процессов предприятия. В отличии от известных методик подчеркнута интегрирующая роль стратегических процессов над деловыми. В отличии от существующих делений процессов по уровням предлагаемая схема обладает большей наглядностью, в ней все деловые процессы равноважны, а стратегические процессы (надпроцессы), учитывающие ценности различных партнеров, естественным образом объединяют все многообразие деловых процессов. Также предлагаемая схема не противоречит концепциям реинжиниринга и способам  выделения ключевых бизнес-процессов для целей оптимизации бизнеса, т.к. именно стратегические процессы создают ценность в широком смысле для партнера и существуют при любом способе ведения бизнеса, а подчиненные им деловые процессы  (создающие не столько ценность для партнера, сколько потребляющие или добавляющие стоимость продукту) могут быть сокращены и/или отданы на аутсорсинг.

Автор выделяет процессы разных уровней:

Иерархия процессов и операций в системе управления предприятием.

№ п/п Уровень Процессы/операции
1 высший 6 универсальных стратегических процессов
2 средний множество специфичных рабочих (workflow-, деловых, бизнес-) процессов
3 базовый огромное количество элементарных процессов на рабочих местах и/или технологических процессов, полностью определяемых спецификой оборудования и рабочего места

 

Помимо функционирования на разных уровнях предприятия, все отмеченные процессы характеризуются разными степенями уникальности – 6 СПСЦ-П уникальны для каждого предприятия и требуют индивидуальной разработки с учетом стратегий и среды, а процессы нижних уровней являются типовыми и могут быть настроены с помощью типовых решений, представленных на рынке консалтинга и автоматизации систем управления.

Помимо функционирования на разных уровнях предприятия, все отмеченные процессы характеризуются разными степенями уникальности – 6 СПСЦ уникальны для каждого предприятия и требуют индивидуальной разработки с учетом стратегий и среды, а процессы нижних уровней являются типовыми и могут быть настроены с помощью типовых решений, представленных на рынке консалтинга и автоматизации систем управления.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *