Результаты исследования стратегических процессов в экономике

 

  1. На основе нефинансовых целей бизнеса рассмотрены существующие подходы построения стратегий бизнеса, направленные на гармонизацию взаимодействия бизнеса с партнерами.
  2. Сформулировано понятие «стратегического процесса создания ценности для партнера (клиента)». Его суть заключается в том, что только такие высшие стратегические процессы организуют создание ценности, а всевозможные деловые (бизнес) процессы только изменяют стоимость (материального потока), модифицируют информационные потоки и т.д. В отличии от предыдущих определений нами утверждается, что ценность потребителю (партнеру) создается именно комплексом процедур (деловых процессов), что процессы  должны реализовывать стратегию предприятия по взаимодействию с выбранным типов партнеров (клиентов).   Стратегические процессы естественным образом отражают равноправие всех субъектов экономике, становясь каналами их взаимодействия на макроуровне. И такой равный и взаимовыгодный обмен (а не направленный на максимизацию («выжимание») прибыли, не «узаконенный и ожидаемый обман») и учет мнениями должен быть заложен в миссию, цель предприятия, реализован в стратегии, заложен в отдельные стратегии взаимодействия в каждым типом партнеров.
  3. Разработана многоуровневая иерархия процессов организации. Она заключается во вложенности и подчиненности деловых процессов — стратегическим, а элементарных операций — деловым процессам.  Ее использование позволяет уточнить типизацию и иерархию процессов предприятия. В отличии от известных методик подчеркнута интегрирующая роль стратегических процессов над деловыми. В отличии от существующих делений процессов по уровням предлагаемая схема обладает большей наглядностью, в ней все деловые процессы равноважны, а стратегические процессы (метапроцессы партнеров) естественным образом объединяют все многообразие деловых процессов. Также предлагаемая схема не противоречит концепциям реинжиниринга и способам  выделения ключевых бизнес-процессов для целей оптимизации бизнеса, т.к. именно стратегические процессы создают Ценность в широком смысле для партнера и существуют при любом способе ведения бизнеса, а подчиненные им деловые процессы  (создающие не ценность для партнера, а лишь потребляющие или добавляющие стоимость продукту) могут быть сокращены и/или отданы на аутсорсинг. Существующие схемы деления процессов на основные, вспомогательные, развития лежат в другой плоскости анализа и не могут сравниваться с предлагаемой   схемой. Рекомендуемые мировыми производителями систем автоматизации — Oracle, SAP —  подходы структурируют процессы под предлагаемые системы автоматизации согласно предлагаемым блокам (то есть часть программного пакета по управлению финансами или логистикой называется программой управления бизнес-процессом «Финансы» или соответственно «Логистика». Какую ценность создают клиенту такие «бизнес-процессы» остается предметом обсуждений). Системы моделирования деятельности предприятия и последующего реинжиниринга являются в большей степени инструментами отображения структур и требуют дальнейшего анализа экспертом с учетом предпочтений эксперта или заказчика. В данной работе сделана попытка создать максимально универсальную классификацию процессов. В диссертации сделан упор на исследование реальных схем сотрудничества заинтересованных сторон организации, с точки зрения менеджмента организации и наработанных подходов к интеграции всего многообразия в рамках моделей деятельности предприятия.
  4. Выделены 6 стратегических процессов создания ценности и формализована процедура их функционирования. Суть предложения в определении количества стратегических процессов — по числу партнеров и в детализации функционирования выделенных процессов. Это позволяет связать стратегию предприятия с процессным подходом к построению системы управления. В отличии от известных методик обосновано именно такое число процессов, процедура функционирования дана в понятиях менеджмента организации, а не менеджмента качества.
  5. Построена методика сравнительной оценки эффективности стратегических процессов. Суть предложения в оценке стратегических процессов через взвешенные показатели выбранных неколичественных параметров и получении комплексного показателя через свертку взвешенных показателей самих стратегических процессов. Это позволяет связать выделенные стратегические процессы предприятия и показатели деятельности предприятия, а также сравнивать динамику совершенствования стратегических процессов как между разными производителями, так и одного и того же производителя в исторической ретроспективе. В отличие от известных предложений методика включает неколичественные, нефинансовые показатели, состоит из блоков по числу стратегических процессов.
  6. В эволюционном разрезе выделены 5 этапов/периодов в развитии российского автопрома — до 1990, переходный с 1990 по 1998 (при анализе объединен с предыдущим), «оптимизации и конкуренции» с 1999 по 2005, «развития и роста» с 2005 по 2008, «посткризисный» с 2009.
  7. Критические изменения глобальной экономической среды приводят к необходимости пересмотра целеориентированности бизнеса с введением и усилением роли общества на новом витке отношений общество-бизнес. Необходимо применение в бизнес-практике подходов целеполагания бизнеса, заключающихся в гармонизации взаимодействия бизнеса с партнерами и удовлетворении социальных целей, а не только достижения максимальной прибыли. Именно равный и взаимовыгодный обмен (а не направленный на максимизацию прибыли) и учет мнениями должен быть заложен в миссию, цель предприятия, реализован в стратегии, заложен в отдельные стратегии взаимодействия с каждым типом партнеров.
  8. Определение понятия “бизнес-процесс” и классификация их типов в методических целях требует уточнения. Необходимо введение понятия «стратегический процесс создания ценности для партнера». Такие надпроцессы, напрямую связанные со стратегией и политикой предприятия относительно заинтересованных групп, являются комплексными процессами высшего уровня, объединяющими и координирующими известные в деловой практике бизнес-процессы.
  9. Многоуровневый подход к анализу иерархии и взаимосвязи процессов позволяет осуществлять как проектирование процессов «сверху-вниз» от задач стратегии, развертывая их по нисходящей до элементарных операций, так и оптимизацию и реинжиниринг существующих практик деятельности.
  10. Использование процессной методики построения многоуровневой системы управления является важным этапом совершенствования управления в современных условиях. Это позволяет четко разграничивать сферы ответственности процессов, эффективно реализовывать стратегии по выделенным направлениям, проводить автоматизацию и информатизацию систем управления предприятий с целью удовлетворения потребностей различных типов партнеров.
  11. Для оценки функционирования предприятий в рамках предложенных концепций необходимо использовать помимо финансовых показателей и набор нефинансовых, представленных автором в системе оценки стратегических процессов. Недостаточно использовать традиционные финансовые и другие показатели, ориентированные только на создание прибыли. Предложенная методика позволяет связать выделенные стратегические процессы предприятия и показатели деятельности предприятия, а также сравнивать динамику совершенствования стратегических процессов как между разными производителями, так и одного и того же производителя в исторической ретроспективе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *